Попытки получить карманную поместную церковь делаются под выборы президента Украины — мнение

О сути очередных попыток украинских властей активизировать процесс признания собственной автокефальной церкви ЛИЦ рассказывает настоятель Ровеньковского храма–часовни в честь погибших шахтеров, православный писатель протоиерей Александр Авдюгин.

— Постоянное стремление любых киевских режимов создать так называемую поместную церковь и нынешняя активизация этих процессов — что это и в чем суть происходящего?

— Владеть душами людей – это мечта любого политического деятеля. Мы прекрасно знаем – население Украины религиозно. Особенно её центральная часть, а западная тем паче – метла атеизма по правобережью и Галиции сильно не прошлась. Большинство православных – прихожане украинской православной церкви (УПЦ), являющейся составной и неделимой частью Русской православной церкви. Аббревиатуру «Московский патриархат» насильно прицепили к УПЦ после появления так называемого «патриарха Киевского» в 1991 году.

— Насколько самостоятельна УПЦ?

— Наша церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ей предоставлена независимость и самостоятельность в соответствии с Определением Архиерейского собора Русской православной церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской православной церкви». УПЦ на своей территории самостоятельно избирает епископат, организовывает и содержит монастыри, приходы, духовные учебные заведения, изготовляет необходимую для богослужения утварь, занимается издательской и просветительской деятельностью. Все решает Синод УПЦ в Киево-Печерской Лавре. Никакой материальной зависимости от РПЦ не существует, как и нет инкриминируемых нам раскольниками и нынешней киевской властью «перечислений» средств в Москву. Мне, да и любому нашему священнику, это доподлинно известно. За тридцать лет моего священства приходские отчисления возможны были только на нужды УПЦ, да на содержание собственных епархий.

— А в чем сегодня заключается единство с РПЦ?

— Мы в духовном единстве с РПЦ, в единстве евхаристического общения со всеми поместными православными церквями. У нас общие святыни и святые, единая история, во многом схожие традиции. До начала политических катаклизмов в 2014 году в духовных учебных заведениях Украины получали образование священники из России, мы постоянно проводили совместные конференции, фестивали, богословские лектории и диспуты, издавали духовную и богослужебную литературу. Нынешние попытки разорвать такое единство – это в сути своей лишение общих корней, общих святых, всего духовного наследия, традиций и истории.

— Тем не менее, раскол произошел?

— Да, в 91-м году произошёл раскол. Власти хотели создать свою карманную церковь, владеть душами людей. На эту роль нашли местного иуду. Иуду потому, что он родом из Донецкой области, и есть множество его высказываний, где лжепатриарх поносил в свое время украинский язык и все украинство вкупе – бывшего митрополита Филарета, страстно желавшего стать патриархом. Ныне же это просто Михаил Антонович Денисенко. Сегодня ситуация такова – 12 тысяч приходов УПЦ, около четырех тысяч (многие лишь на бумаге!) относят себя к «Киевскому патриархату». Когда начались события в Донбассе, Филарет полностью поддержал как государственный переворот, так и нынешний киевский режим. Чего стоит его высказывание, где лжепатриарх потребовал, чтобы жители Донбасса кровью искупили свою вину за референдум о независимости. В сети появилось видео, на котором Филарет призывает их пострадать за свой выбор. Вот слова анафемы (Филарета): «Не нужно думать, что население Донбасса невиновно в этих страданиях. Виновно! И свою вину должно искупить страданием и кровью… Голосовали на референдуме за федерализацию? Голосовали. Согрешили? Согрешили. Вот это следствие этого греха. Если бы не согрешили, не голосовали бы, то не было бы этого».

Самозваная «церковь киевского патриархата» – это не церковь, а религиозное образование, не признанное ни одной из 15 существующих в мире поместных церквей. Филарет и его последователи не могут совершать богослужения ни в одном православном храме канонических церквей. Это самозванцы, где отсутствуют таинства, где не пребывает благодать Божия, то есть если вас там окрестили, то вы не крещены, если обвенчали – вы не муж и жена, и так далее.

— Но с чем же связано сегодняшнее обострение, обращения Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею и суета вокруг этого вопроса депутатов Верховной Рады?

— Попытки получить карманную поместную церковь делаются, прежде всего, под выборы президента Украины. Также важен болезненный махровый национализм плюс желание хоть в чем то «насолить» Москве. И все же главное – выборы.

Получить свой электорат – это значит завладеть душами людей. В стране, где по воскресеньям и праздникам полны храмы, слово священника с амвона с призывом голосовать за того или иного кандидате многократно сильнее и действенней, чем вся агитация, плакаты, листовки или телевизионные дискуссии. В храмы, как и на выборы нынешние, приходит взрослое население, прежде всего, народ в годах преклонных. Их большинство, и к мнению своего священника старшее поколение обязательно прислушается. «Ведь батюшка сказал, что именно его Бог посылает!», а так как «Киевский патриархат» – образование чисто политическое, в храмах раскольников громогласно подобные призывы звучать будут и уже звучат.

— Чем опасны такие поползновения и что может ответить Вселенский патриархат?

— Давайте определимся. Многие понимают название «Вселенский патриархат», как церковь, имеющую права решать вопросы и проблемы всех православных, всех 15 поместных церквей. Это далеко не так. Правильное название – Константинопольский патриархат, а титул «Вселенский» носит лишь историческое признание того, что в эпоху Византийской империи он таковым являлся, да и то непродолжительное время.

Естественно, политики нынешней Украины в данном вопросе не искушены, историю православия не знают и считают, что патриарх Варфоломей – это своего рода православный «папа Римский». Одного решения Константинополя мало, чтобы предоставить права поместной церкви, нужна поддержка всех церквей мира. Ее нет. Если Варфоломей предпримет такой шаг, то это раскол в православии, причем намного больший, чем в XI веке, когда христианский мир стал двухполюсным: православным и католическим.

Для нас же конкретно – мы не примем подобного решения, которого, надеюсь, Бог не попустит. Никто насильно не заставит нас подчиняться самозванцам.

— Приходы киевского патриархата у нас – возможно ли такое?

— В Луганске, на западных кварталах, стоит громадный храм. Построен он в стиле украинского барокко, при украинских властях и при активной поддержке местных националистов и сообщества «Просвiта». Нынче он пуст. Священник так называемого «Киевского патриархата» сбежал, хотя мог еще и до войны уйти, так как прихожан-то у него практически не было. Этот храм предлагали забрать нашему луганскому митрополиту, он отказался.

Появление приходов политического и националистического «патриархата» на территории ЛНР невозможно. У нас и так хватает ДРГ, зачем призывать сюда тех, кто подчиняется тому, кто жаждет крови на Донбассе?

— Церковь отделена от государства, а как должны вести себя священники?

— Политическую позицию любого священника могут знать только два субъекта: он сам и избирательная урна. Любая агитация с церковного амвона категорически запрещена и неприемлема. Церковь для молитвы: «Дом сей, домом молитвы наречется». В храме – чада Божии, а не электорат.

— При этом, когда шли боевые действия, вы выезжали и окормляли ополченцев, привозили им продукты, лекарства, необходимые вещи…

— Да, крестили, молились о здравии, отпевали погибших, продукты возили. Сегодня, кроме богослужения, церковь занимается социальной работой. Мы окормляем дома престарелых, помогаем пенсионерам продуктами и медикаментами, оказываем помощь тем, кто реально в ней нуждается.

Да, я ездил на блокпосты как священник, исповедовал ребят, некоторых даже крестил, то есть решали проблемы духовного плана: как верить, как молиться, как пережить эту гражданскую войну, нам принесенную.

— Насколько священнослужители должны участвовать в проблемах дня нынешнего?

— Священник – такой же член общества, как и его прихожане, и всё, что происходит вокруг него, что волнует людей, мешает или помогает им жить, и нас касается конкретно и ежедневно. Посмотрите на перечень наших епархиальных отделов: отдел по семье, отдел по работе с детьми, отдел по работе с заключенными, отдел по здравоохранению, отдел по сотрудничеству с силовыми структурами и так далее. Так что нет такой грани социальной жизни, где бы не участвовала церковь.

— А как быть с архиереями УПЦ, которые не приемлют Русский мир и стоят на украинских позициях, ведь есть и такие?

— Да, на Украине в нашей церкви есть архиереи и священники, отвергающие идею Русского мира и поддерживающие отделение от РПЦ. Суждение, анализ и выводы по их деятельности вправе выносить только Синод УПЦ, а нам необходима молитва, чтобы Господь и вразумил, и образумил тех, кто, обладая высоким священным саном, не препятствует действиям раскольников. Каждую литургию после Евангелия мы коленопреклоненно читаем молитву о единстве церковном.

— Известно, что подвижники предсказывали нынешнее лихолетье. Тот же Старец Зосима (Сокур). Что конкретно было предсказано?

— Да, предупреждал. Вот слова схиархимандрита Зосимы: «В случае отпадения от единства Русской православной церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший патриарх не откажет и примет под свой омофор».

Старец предполагал подобное развитие событий, как говорил об этом и уже прославленный в святости преподобный Лаврентий (Черниговский).

— А каков ваш личный прогноз — чем, когда и как кончится нынешняя смута?

— Господь поругаем не бывает. Истина и правда восторжествует. Когда? Не мне определять сроки и времена. Дай Бог, чтобы быстрее стали действительностью вот эти слова:

Я так хочу скорей услышать.

В ближайший утренний рассвет.

Простую фразу, без излишеств:

«Войны в Донбассе больше нет!» (заключительные строфы стихотворения Вадима Совельева «Войны в Донбассе больше нет…» — примечание ЛИЦ).

ЛуганскИнформЦентр — 26 мая — Луганск

Попытки получить карманную поместную церковь делаются под выборы президента Украины — мнение 05-29-18 by InLugansk

Похожие темы: